ЧЕКАНКА - вид художественной обработки металлов
Понятие ЧЕКАНКА произошло от французского слова, означающего «резец». Первоначально под этим понимали процесс окончательной обработки литья и доработки отлитых заготовок.
В настоящее время ЧЕКАНКОЙ называют вид художественной обработки металлов давлением специальными пуансонами-чеканами, в результате чего заготовка принимает рельефное изображение, без изменения толщины металла.
Сущность процесса ЧЕКАНКИ ПО МЕТАЛЛУ заключается в том, что в результате оказанного на чекан удара молотком на металле остается след, по форме боя чекана. Многократными ударами чеканов чеканщик и выбивает заданный рисунок.
Художественные произведения, выполненные в технике чеканки похожи на металлопластику. Однако основным отличием технологии художественной чеканки является динамический режим процесса.
Чеканы представляют собой кованые стальные стержни длиной, порядка
При работе чекан необходимо держать в левой руке тремя пальцами, опираясь безымянным пальцем на материал, несколько отклоняя назад, чтобы его рабочая поверхность – «бой» - была косо приподнята. Вследствие этого, при ударе чеканочным молотком по противоположному торцу чекана, на металле остается дорожка, формой соответствующая бою.
Что бы правильно передать рисунок и узор на ЧЕКАНКУ, чеканный молоток нужно держать в правой руке и наносить удары с его продвижением по заготовке.
Инструменты для ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЧЕКАНКИ
Различают следующие группы чеканов:
- канфарники - чеканы с заостренным концом, в форме тупой иглы служащие для перевода рисунка с бумаги на металл и для отделки фона точками - канфарения;
- расходники - или обводные чеканы, предназначены для воспроизведения рисунка по точкам канфарника в виде сплошной линии;
- лощатники имеют плоский бой различной конфигурации, предназначены для выравнивания (лощения) фона. Фактура следа - матовая, шероховатая или кованая;
- пурошники - чеканы с круглой, сферической головкой. Служат для выколотки (подъема) сферических форм при чеканке с изнанки. Аналогичные чеканы с овальным, или продолговатым боем называют бобошниками или обжимными чеканами;
- трубочки - чеканы с вогнутой шаровидной поверхностью боя. Образуют на металле выпуклый, шаровидный отпечаток;
- сечки - чеканы, заточенные, как зубильца. Служат для просечки фона при ажурных работах;
- фигурные чеканы дают отпечаток или фрагмент рисунка.
Инструмент для ЧЕКАНКИ: трубочки, расходники, лощатники, пурошники, пуансоны, чеканный молоток.
В качестве подсобных материалов и приспособлений для изготовления чеканки можно использовать чеканные молотки, приспособления для насмолки, брезентовые и кожаные мешки с песком, подложки различной пластичности, рихтовочные плиты и слесарный инструмент.
Подробнее виды инструмента для изготовления чеканки можно смотреть в специализированной литературе.
Технологический процесс ЧЕКАНКИ
Технологический процесс ЧЕКАНКИ нужно разработать в соответствии с эскизом художественного изделия.
Операции технологического процесса изготовление чеканки можно осуществлять в следующей последовательности.
Рисунок чеканного изделия выполнить на бумаге в натуральную величину в контурной манере (без теней).
При помощи кровельных ножниц из выбранного листового металла, вырезать заготовку, с припуском на сторону около 30-40 мм. Заготовку отрихтовать и подогнуть края для лучшей последующей насмолки.
Следующий этап изготовления чеканки - насмолка - классический способ фиксации заготовки. В упрощенной технологии чеканки он может отсутствовать. Для насмолки можно использовать специальные доски с углублениями, которые до краев заливают расплавленной смолой. После остывания и затвердевания смолы, ее верхний слой оплавляют паяльной лампой или горелкой и накладывают сверху подготовленную заготовку для чеканки. Основное внимание нужно уделить тому, что бы под нее не попал воздух, так как в противном случае это вызовет отслаивание металла от подложки.
Далее рисунок чеканки нужно наложить на заготовку и канфарником перевести рисунок на заготовку в виде точек. При канфарении следует строго следить за тем, чтобы в металле не были пробиты отверстия. В противном случае можно испортить всю работу.
Канфаренный рисунок чеканки обводится расходниками. Форму расходников необходимо подобрать в соответствии с конфигурацией рисунка художественной чеканки.
После получения чеканного рисунка на металле производится опускание и выравнивание фона вокруг рисунка посредством лощатников. В результате чего рисунок чеканки приобретет четкость.
Эти операции вызывают значительный наклеп металла. Для обеспечения дальнейшей, работы необходим отжиг металла.
После прогревания пластины пламенем горелки нужно снять ее со смолы, нагреть до красного каления и остудить. Медь, никель и их сплавы необходимо резко охлаждать, что повышает их пластичность. Алюминий и его сплавы необходимо отжигать при температуре 300-350 град. С и охлаждать вместе с печью.
Следующая операция чеканки - выколотка рельефа. Операция заключается в подъеме и обработке рельефа. Рельеф необходимо чеканить с обратной стороны заготовки на различных подложках - резине, войлоке, мешках с песком. При этом следует производить последовательное, поэтапное выравнивание фона лощатниками.
После выколотки рельефа пластину нужно отжечь вновь и доработать на смоле.
По окончании процесса изготовление чеканки пластину снимают со смолы и протравливают. Далее производится ее отделка и обработка химическими, механическими, гальваническими и т.д. методами.