История узбекской ЧЕКАНКИ
Изготовление чеканки и чеканное искусство одно из самых древних ремесел мира. Самые древние изделия относятся к четвертому тысячелетию до нашей эры, к периоду «бронзового века». На территории Центральной Азии своего наивысшего расцвета этот утонченный вид искусства достиг в XV веке - в эпоху правления Тимура и династии Тимуридов.
Так, в семидесятые годы прошлого века во время археологических работ на площади Регистан в центре Самарканда была обнаружена средневековая мастерская чеканщиков. Среди найденных предметов оказались сосуды из золотистой бронзы, орнаментированные чеканными узорами растительного и геометрического стиля. Некоторые из них были покрыты надписями, инкрустированными золотом.
До XV века мастера-чеканщики для работы использовали обычную бронзу, а для более ценных изделий бронзу, сплавленную из семи металлов: меди, олова, цинка, серебра, золота, железа и свинца.
Многие изделия из бронзы постигла непростая судьба. В старину бронза ценилась не только за художественные достоинства, но и как своеобразное вложение капитала. Это был дорогой металл, который в случае нужды можно было свободно переплавить в монеты. Что и случилось в течение веков, особенно в XVI - XVII столетиях, так что медь во многом заменила бронзу. Со временем на смену бронзе пришли медь и латунь.
Мастера изготавливали множество видов чеканных изделий - от бытовых предметов до сосудов для исполнения религиозных обрядов. Среди них кувшины для омовения офтоба, сосуды для чая чойдиш, различные чаши мискоса, подносы мислаган, шкатулки кутича, курительные приборы чилим, чернильницы сиёхдон, пеналы каламдон и курильницы для благовоний исирикдон, украшенные чеканным орнаментом. Эти традиционные формы и сегодня входят в ассортимент произведений чеканщиков. Исследователи отмечают, что многие виды медночеканной посуды Узбекистана имеют аналоги среди подобных предметов, созданных ремесленниками в Восточном Туркестане, Индии, Иране, Турции, на Кавказе. Это только свидетельствует о вековых торговых и культурных связях Центральной Азии со странами, через которые пролегал Великий шелковый путь.
Инструменты мастеров для ЧЕКАНКИ довольно просты и почти не отличаются от тех, которыми пользовались ремесленники в средние века. С помощью простых и несложных инструментов медник изготовляет художественные изделия, придавая им всевозможную причудливую форму, украшает их тонкими рисунками. Из глубокой древности они дошли до наших дней почти без изменения: резцы различной ширины, небольшой молоток со слегка изогнутой и утолщенной на конце рукояткой, циркуль по металлу.
Резьба по металлу
Медно-чеканные изделия были издавна популярны среди местного населения. Кроме утилитарного значения ценились их декоративные качества - чеканная медная посуда выставлялась на полках открытых встроенных шкафов как часть декоративного убранства жилого помещения.
За долгий срок бытования в искусстве чеканки сложились локальные стили, характеризующиеся своеобразными формами изделий, а также техническими и художественными приемами. Узбекская ЧЕКАНКА представляет собой различные приемы гравировки. Более глубокая гравировка носит название кандакори, менее глубокая - чистая гравировка - чизма, кроме гравировки узбекскими мастерами употребляется прорезная чеканка - шабака.
Наибольшей известностью пользовались изделия бухарских и хивинских чеканщиков, отличающиеся красотой и пластичностью формы, строгостью и отработанностью мотивов орнамента, глубиной чекана.
Старинная чеканка Самарканда была близкой по художественному оформлению произведениям мастеров Бухары. Каршинские и шахрисабзские чеканные произведения были менее строги по оформлению, местные мастера охотно применяли цветную подкраску фона и украшали изделия накладными штампованными деталями, вставками бирюзы и цветного стекла.
Изделия городов Ферганской долины, особенно Коканда, были очень разнообразны по формам и отличались менее глубокой, но очень четкой чеканкой, употреблением измельченного растительного орнамента. Ферганские мастера первыми расширили рамки содержания орнамента, вводя в орнамент изображения архитектурных памятников.
Узбекская школа ЧЕКАНКИ
В настоящее время в Узбекистане наблюдается возрождение чеканного искусства. ЧЕКАНКОЙ украшают предметы быта и предметы религиозного культа.
Узбекская ЧЕКАНКА, собственно, представляет собой различные приемы гравировки. Глубокая гравировка кандакори имеет более углубленный рельеф, чистая гравировка чизма напоминает насечку резцом. Кроме того, для выполнения деталей крышек, ручек и подставок сосудов узбекскими мастерами применяется прорезная чеканка шабака. Для изготовления чеканных изделий, как и в прошлые века, кандакор использует лист меди или латуни - сплава меди и цинка с добавлением других металлов.
Знатоки различают региональные школы узбекской чеканки по металлу по глубине рельефа, преобладанию того или иного характерного орнамента, приемам отделки фона и, конечно, форме изделия. Существуют два вида узбекской чеканки: глубокая, т.е. с углубленным рельефом (кандакори) и плоская (накш).
Мастерская чеканщика-кандакора оборудована горном, малой и большой наковальнями. Для работы мастера необходимы молотки, щипцы, напильники, ножницы, приспособления для лужения изделия. Чеканка выполняется разнообразными резцами и зубилами накш калам из твердой стали. В набор инструментов входит брусок для заточки инструментов. Для нанесения контуров рисунка на поверхность изделия мастер пользуется циркулем паргор. Опытные мастера, владеющие искусством составления орнаментов, вырезают их сразу на заготовке. Чеканщик работает, сидя перед низким деревянным столиком, на котором обрабатывается заготовка, лежащая на специальной подушке. Вот, собственно, и все. Нагретый лист металла чеканщик выколачивает, создавая форму изделия. При ЧЕКАНКЕ полых высоких сосудов их наполняют песком. Закончив работу, мастер подчищает контуры узора, обрезает и выравнивает края, обрабатывает фон, шлифует поверхность изделия. Внутренняя поверхность сосудов и чаш подвергается лужению.
Судьба чеканного изделия почти полностью зависит от мастера. Он должен в совершенстве владеть материалом, уметь формовать самые разные сосуды, украшать их тонкой узорной чеканкой и резьбой, уметь составлять затейливый орнамент, отлить куполок кубба для крышки сосуда, наконечник для носика кувшина, фигурную ручку для офтоба или чойдыш и шарниры аспак, соединяющие крышку с горлышком кувшина. А ведь в старину литье бронзы (рихтагари) составляло самостоятельную отрасль обработки металла. В большом количестве отливались мелкие предметы: кольца, ажурные пластинки для дверей, щипцы для снятия нагара со свечей, пряжки для поясов, украшения для сбруи, стремена, пуговицы, колокола и бубенцы для верблюдов, что ходили в караванах по Великому шелковому пути. Чтобы отлить бронзовую ручку или куполок для крышки, мастер смешивает одну часть меди и две части олова и расплавляет в тигле из огнеупорной глины. Расплавленный металл заливают в бронзовые изложницы, состоящие из двух половинок и заполненные смесью песка и клея. В этой смеси ремесленник оттискивает форму отливки колип, вырезанный из дерева или гипса.
Для чеканных изделий из Карши и Шахрисабза свойственно разнообразие форм и резной декор. Оригинальными выглядят каршинские офтоба с шаровидным корпусом, с высоким тонким горлышком и ручкой. Мастера разработали своеобразную конструкцию крышки в виде коробочки хлопка к миске для умывания - лепестки ее открываются при переносе изделия. В оформлении чеканной посуды шахрисабзские мастера используют накладные пластинки и штампованные детали, медальоны со вставками из бирюзы и цветного стекла, применяют также цветную подкраску фона и поверхности
Художественные традиции последних столетий сохранила самаркандская ЧЕКАНКА. Оригинальная форма самаркандских чой-идиш редко встречается среди изделий других районов Узбекистана. Ручки сосудов делаются нередко ажурными, с тонким кружевным узором, а в растительном орнаменте используются древние мотивы цветка с четырьмя лепестками.
Издавна наибольшей известностью пользовались изделия чеканщиков Бухары. Здесь изготавливают кувшины для омовения, сосуды чой-идиш для воды и чая. Чеканка бухарских мастеров глубокая, фон отделан штрихом. Кроме растительного орнамента, изделия часто украшают каллиграфические надписи. В Бухаре работают знаменитые потомственные чеканщики Саид Фаёзов, Махмуд Гулямов, Садык Мусинов, чьи изделия можно увидеть в музеях многих стран. И главная достопримечательность местных художественных салонов - медные подносы лаъли, выполненные их руками, богато оформленные узорами, иногда с изображением знаменитых архитектурных памятников Бухары.
Хивинские медники-мисгары производят сосуды для воды с уплощенными боками, иногда ребристые. Рельеф ЧЕКАНКИ значительно глубже, чем в других районах, фон иногда подкрашивается черным лаком. Кроме растительного орнамента ислими в виде побегов-спиралей, усеянных цветочными головками, хивинские чеканные изделия украшают характерные узоры в виде медальонов на фоне сетки сложной конфигурации, что придает вещам особую красочность.
Один из самых старинных центров художественной обработки металла находится в Ферганской долине. Маргиланские мастера делают сосуды для воды и для чая, используя излюбленный мотив миндалевидного узора «калампир». Только в Фергане производят традиционные медные светильники и подсвечники. Среди кувшинов из Коканда встречаются высокие стройные сосуды офтоба урдак вычурной формы в виде утки. Растительный кокандский орнамент неглубокий, но четкий и густо насыщен мелкими деталями, создающими причудливые узоры. Изделия отделаны пуансоном, штрихом, разного вида сеточками и фигурными выемками, украшены бирюзой, гранатами и кораллами. Еще в конце XIX века кокандские мастера первыми в Узбекистане стали чеканить на подносах архитектурные мотивы, в частности дворец Худоярхана, фантастических зверей.
Чеканный орнамент
Надо отметить, что традиционная ташкентская чеканка по металлу близка по формам и орнаментике кокандской, лишь растительные мотивы укрупнены, а геометрические напоминают орнаменты резьбы по дереву, в частности стиль паргори. Некоторые элементы узоров ташкентской ЧЕКАНКИ редко встречались в других регионах, среди них «елпигич» - веер, «зулук» - пиявка, «беланчак» - люлька, «дойра» - бубен. Наиболее ярко эти стилистические особенности проявляются в работах мастера Фазилжона Абидова.
В орнаменте чеканных изделий чеканщики применяют преимущественно растительные и геометрические узоры, реже традиционные мотивы стилизованного животного мира. Эти элементы так и называются: «чашми булбул» - глаз соловья, «кучкорок» - бараний рог, «капалак» - бабочка, «илон изи» - след змеи. Наиболее распространенный прием художественного оформления сосудов и подносов - орнаментальный стиль ислими с непрерывно стелющимися побегами причудливо вьющихся стеблей, цветов, листьев.
Наиболее распространенным приемом художественного оформления предметов был орнаментальный стиль «ислими». Он представлял собой чеканный орнамент вьющихся цветов, листьев и бутонов.
Геометрический узор используется главным образом в контурах крупных орнаментов. В основе многих из них лежат древние архитектурно-строительные образы, например, «гишт» - кирпичики, «мехроб» - ниша, «занжир» - цепочка. Широко применяется в обработке фона мелкая штриховая линия в форме зигзага, распространены композиции в виде горизонтальных и вертикальных полос.
С конца XIX - начала ХХ века в чеканной посуде появляются ярко раскрашенные эмалевыми красками фоны, вставки из полудрагоценных камней или прозрачного стекла на цветной подкладке, что придает изделиям красочность и выразительность.
Традиции чеканного искусства
Произведения ташкентских чеканщиков в прошлом по своим художественным качествам не занимали видного места, производилась, в основном, хозяйственная посуда крупных форм: сосуды для воды и пищи, которые украшались простым растительным орнаментом, выполняемым неглубокой чеканкой.
Династия ташкентских чеканщиков Мадалиевых заслужила признание далеко за пределами Узбекистана. Глава семьи и хранитель вековых традиций, потомственный мискандакор усто Максуд Мадалиев получил известность еще на родине в Маргилане, но уже более полутора десятков лет живет и работает в Ташкенте. Он в совершенстве владеет материалом, формует различные сосуды, являясь незаурядным орнаменталистом. Созданные им уникальные наборы для напитков, сияющие золотистой полированной поверхностью, на которой с ювелирной точностью вычеканены изящные узоры, инкрустированные серебром и полудрагоценными камнями, хранятся в музеях Узбекистана, России, Франции, Италии, украшают экспозиции престижных выставок. Форма кумганов, офтоба и чойдишей с шаровидным корпусом и с уплощенными боками, граненые и ребристые, никогда не повторяется, как неповторим рожденный творческой фантазией Мадалиева узор. По стопам усто Максуда пошли его пятеро братьев. Супруга Зухра-опа также успешно овладела искусством чеканки и гравировки по металлу. Трехсотлетнюю династию мискандакоров продолжают их сыновья. Как и многие народные мастера, все они являются членами Союза ремесленников Узбекистана «Хунарманд», сотрудничают с Объединением народных мастеров «Усто».
Традиции древнего ремесла художественной чеканки возрождают и продолжают современные народные умельцы, внося свой вклад в развитие узбекского орнаментального искусства.
В 20-30х годах 20 века в Самарканде и Ташкенте открылись художественные училища, где молодежь, кроме традиционной чеканки, знакомилась с различными приемами оформления металлических изделий. Молодые мастера стали охотно переходить на новые виды техники и орнаментации. В Самарканде и Ташкенте традиционная чеканка сохранилась только в мастерских художественного фонда, где мастера, наравне с новыми, пользуются и старинными приемами.
Однако обилие поступающих на рынок фабричных изделий, ставших заменителями медно-чеканных предметов утвари, коренным образом меняет природу этого вида искусства. Чеканка по меди теряет свои утилитарно-практические функции, но увеличивается ее эстетическое значение. Чеканка применяется как декоративный элемент в интерьерах жилых и общественных зданий, медно-чеканные изделия, выполненные в традиционной манере, вызывают на выставках всеобщее восхищение как произведения высокого искусства. Это естественно, так как искусство медной чеканки является частью сокровищницы народного наследия, которое не может исчезнуть.