Продолжение статьи РЕСТАВРАЦИЯ АНТИКВАРИАТА.
«В Англии ружья кирпичом не чистят!» - безответно донимал представителей власти Левша. И верно - тертый кирпич является удобным, эффективным, но все же абразивом, а регулярное применение оных потихоньку съедает обожаемый предмет антиквариата, словно бы распыляя его во времени и пространстве.
На наше счастье, нелюбимая школярами наука химия, будучи лишь немногим моложе романтической «древнейшей профессии», уже на заре средневековья давала в распоряжение мастерового люда обширную палитру жидких, твердых и всяких прочих веществ и соединений, начиная с кислот и заканчивая превосходными клеями и лаками. Более того, современная промышленность далеко не всегда способна оделить сегодняшнего потребителя товаром подобного качества и с такими уникальными свойствами, каковой был обычным лет триста назад.
Например, нет и не предвидится адекватной замены осетровому клею, наилучший среди которых вываривался из плавательного пузыря и нёба волжских реликтов. Лишь он один по сей день применяется в реставрации живописи всех типов для проклейки грунта, дублирования холста и «посадки» на место отслоений краски.
Общеизвестна неувядаемая прочность натуральных красителей, которым обязаны славой восточные ковры, ткани и кожи, стойкость китайского лака, долговечность голландской масляной живописи и т.д. К сожалению, подавляющее большинство нынешних порождений змеевика и реторты не готовы похвастать чем-то похожим, за исключением одного: они дешевы, доступны и просты в употреблении, но главное - обладают широчайшим спектром действия, нужно лишь правильно подобрать снадобье.
Прежде чем непосредственно перейти к описанию групп и разновидностей химикалий, которые необходимы в домашней РЕСТАВРАЦИИ АНТИКВАРИАТА (профессиональный перечень неизмеримо шире), не могу не дать настоятельного совета относительно хранения поголовья бутылок, баночек и пузырьков. Как правило, все мы гордо полагаемся на собственную память, думая, будто и через восемь лет, глядя на запыленную склянку с мутными остатками чего-то на дне, тотчас скажем себе: «Ага! Это тот самый чудесный спиртовой лак, что дал мне когда-то по великому блату Борис Иваныч». На самом деле сплошь и рядом происходит так: уже через полгода глядишь, как баран, на злосчастный сосуд, мучительно пытаясь вспомнить родословную содержимого. С пахучими жидкостями проще - ацетон или керосин не оставляют сомнений, а как быть с раствором щелочи или непонятным порошком непонятного цвета и происхождения? Поэтому заведите себе строгое правило: всякий коробок, шкалик и сулею оснащать хорошей наклейкой с четкой надписью, не оставляющей пищи для сомнений. Тогда вам не придется, как средневековому алхимику, погружать язык в серную кислоту или нюхать концентрированный нашатырный спирт, хотя это и чрезвычайно бодрит.
Если даже вы не связаны с необходимостью реставрации одного ветхого предмета антиквариата за другим, если собрались всего-навсего в первый и последний (зарекалась свинья ...) раз в жизни «уподобить» шаткий дедушкин буфет мореного дуба так, чтобы им не стыдно было пользоваться в квартире с евроремонтом, вам ни за что не обойтись номенклатурой химикатов менее десятка разновидностей. Каких именно?
По понятным причинам не стану приводить названия пусть великолепных, но труднодоступных и ядовитых веществ, в изобилии применяемых профессионалами, к тому же не по отдельности, один за другим, а в составе многокомпонентных смесей (притом, что технология их использования насыщена порой удивительными и неожиданными нюансами). Вряд ли вам захочется у себя в кухне сооружать более-менее приемлемую вытяжку, чтобы не заработать какое-нибудь скверное легочное заболевание. Вся наша фармакопея легко приобретается в магазине за углом, в крайнем случае, у дядек на рынке.
РЕСТАВРАЦИЯ АНТИКВАРИАТА. Растворители
Это самый популярный, самый зловонный и самый расходуемый в работе по реставрации антиквариата класс жидкостей. Абсолютное большинство старинных антикварных вещей требуют удаления впечатляющих наслоений грязи, краски и лака, обретших за десятилетия твердость гранита. Кроме того, вам непременно предстоит в большей или меньшей степени разбавлять то, чем вы захотите покрыть поверхность антикварного изделия после экзекуции, а также тщательно отмыть кисти, ибо хорошие кисти дороги. И потом - сложный рельеф и малая прочность раритета (к примеру, вычурный багет из гипсовых кружев) исключают применение механических способов расчистки. Да и вообще смывать всегда предпочтительнее и легче, нежели скоблить, стачивать и сдирать.
РЕСТАВРАЦИЯ АНТИКВАРИАТА. Ацетон
Он же диметилкетон из семейства кетонов, продукт перегонки уксуснокислых солей. Эту летучую бесцветную жидкость с резким, но отнюдь не противным запахом можно безошибочно ставить на одно из первых мест, - настолько широка область ее применения. Широка, но не безгранична, и границы эти следует отчетливо представлять. Так, попытка разбавить масляную или пентафталевую (ПФ) краску ацетоном приведет к их сворачиванию и гибели, а желание смыть почерневшую олифу с поверхности иконы ... нет, лучше промолчим! Строго говоря, даже лаки и краски на нитро основе не стоит разбавлять нашим героем, а использовать для этого специальные растворители типа 646-го, которые не «сушат» эмульсию.
Зато для мытья и очистки антиквариата от любых загрязнений и старых покрытий (только не в живописи) ацетон незаменим. Он в состоянии отъесть или поднять «шубой» практически любой когда-либо нанесенный посторонний слой - вопрос лишь во времени. Разумеется, ему не под силу водно-растворимые наслоения, например, столярного клея и всех композиций на его основе, или полимеризованные пленки наподобие эпоксидных, но в остальном нас ждет полная виктория. Неограниченно смешивается с водой, растворяет натуральные смолы (копал, сандарак), канифоль, однако не растворяет мастику и даммару.
Расход бывает весьма значителен, поскольку, чтобы промыть кисть, требуется от 30 до 100 мл (в зависимости от размера оной и характера загрязнения), а полное снятие лака, например, с резной балясины толщиной в руку потребует уже литра.
Ацетон можно, а иногда и нужно смешивать с другими растворителями, чтобы немного снизить летучесть или добавить «мягкости». Очень хорошо работают произвольные купажи со скипидаром, спиртом, пиненом и т.д. При этом каждый из них выполняет чуточку свою задачу, радуя нас результатами. Очевидно, не стоит уточнять, что все вредоносные операции лучше делать на свежем воздухе или под вытяжкой, если только вы не токсикоман со стажем.
Ацетон незаменим при обезжиривании металлов перед их консервацией или какими-либо гальваническими операциями, но (!) при неукоснительном условии: продукт должен быть высочайшего качества, то есть очистки. Почти недостижимый нынче идеал - ацетон марки ЧДА («чистый, для анализа»). Он и в прежние-то годы бытовал только на закрытых оборонных предприятиях да в лабораториях, а теперь его материальность близка к призрачной. А ведь, помнится раньше, некоторые, работая художниками, могли беспрепятственно выписывать его «для нужд изящного искусства» по несколько литров ежемесячно. Сегодня в магазинах продается вполне приличный ацетон, но купив его с лотка возле рынка, вы рискуете получить некую маслянистую жидкость с гнусным запахом, не пригодную ни к чему.
Полезно помнить несколько внешних признаков, посредством которых можно в той или иной степени произвести экспресс-оценку налитой в бутылку субстанции. А именно: нормальный ацетон абсолютно (подчеркиваю - абсолютно) бесцветен и прозрачен. Даже малейшая муть или желтизна говорят о скверне. Далее, качественный продукт обладает чрезвычайно малой вязкостью и повышенной подвижностью, что легко выяснить, крутанув сосуд, чтобы родить пресловутого «змия». Пузырьки воздуха не задерживаются в глубине ни секунды, панически устремляясь к поверхности и мигом исчезая без следа. Если нечто тяжело и вяло бултыхается за стеклом, значит, это фальсификат. И, наконец, чистый ацетон отнюдь не зловонен, а резкий «яблочный» запах совсем не противен, чего не скажешь о подделках. Чаще всего благородный химикат загрязнен, умышленно или нет, маслянистым толуолом, издавая при этом тошнотный смрад.
РЕСТАВРАЦИЯ АНТИКВАРИАТА. Этиловый спирт
Интересно, что и далекие от химии люди с восхитительными красными носами отлично знают, благодаря анекдоту про Петьку и Василия Ивановича, формулу любимца народа С2Н5ОН. Разумеется, только сумасшедшему может прийти в голову смывать этим, практически пищевым, продуктом застарелое покрытие с антикварного буфета, хотя и делает он это отменно. Более всего спирта идет на приготовление шеллачной политуры и морилок (если в продаже нет готовых), на купажи с ацетоном и скипидаром и совсем чуть-чуть - для обезжиривания, разведения танина и т.д.
Смешивается с водой в любых пропорциях, наиболее предпочтительная - 40% (шутка). Прочие виды спиртов, а также эфиры, большей частью ядовиты, рассматривать их незачем, но для удовлетворения любопытства можно привести красивые названия: метиловый (он же древесный), бутиловый, пропиловый, изоамиловый, циклогексанол, этиловый эфир, диоксан, метилцеллозольв, этилцеллозольв, формальгликоль, этилацетат (не ядовит), амилацетат (не ядовит), бутилацетат (не ядовит).
РЕСТАВРАЦИЯ АНТИКВАРИАТА. Бензин
Вообще-то это - родовая фамилия целого семейства продуктов перегонки нефти, состоящих из многих углеводородов разной степени летучести. Разумеется, в РЕСТАВРАЦИИ АНТИКВАРИАТА об автомобильных или даже авиационных бензинах речи быть не может. Единственное, на что годны сии горюче-смазочные материалы, кроме заливки в топливный бак, - замачивание и отмывка кистей после работы. Для всех прочих манипуляций требуется исключительно прозрачная, будто слеза, жидкость, почти не имеющая запаха, известная всем как бензин «Галоша». К сожалению, тлетворный дух перемен заполз и сюда, так как дурной суррогат, продаваемый ныне в бутылках под именем «Нефрас», мало напоминает прежнюю «Галошу» и не вполне годится для обезжиривания деталей и прочего мытья (об импортных продуктах не говорю). Как и ацетон, наивысшей и недоступной теперь маркой остаются «Ч» («чистый») и упомянутая «ЧДА». Отлично растворяет канифоль, воск, натуральные смолы и масла. С водой не смешивается.
РЕСТАВРАЦИЯ АНТИКВАРИАТА. Уайт-спирит
Под красивым названием, похожим на старую английскую фамилию, скрывается смесь продуктов перегонки нефти, углеводородов, располагающаяся между бензином и керосином. С некоторой натяжкой можно сказать, что перед нами керосин-аристократ, обладающий всеми свойствами низкорожденного собрата. Помимо надоевшего мытья кистей и оттирания рук после малярной забавы, именно он служит основным и почти единственным разбавителем для обширного семейства пентафталевых красок и лаков, доводя их до желаемой консистенции (простой керосин слишком жирный). В качестве смывки работает не то, что слабо - вообще никак, и задубевшие в боях со временем покрытия на него просто плюют. Растворяет большинство натуральных растительных смол, кроме шеллака. С водой не смешивается.
РЕСТАВРАЦИЯ АНТИКВАРИАТА. Скипидар
После ацетона - самый расходуемый реактив, одинаково пригодный для разбавления лаков и красок, чистки старых антикварных покрытий, приготовления сложных отмывочных составов и т.д. С водой не соединяется. Относится семейству терпеновых углеводородов, получаемых сухой перегонкой смол и древесины хвойных пород деревьев.
Известно несколько разновидностей:
- «Французский» скипидар добывают, перегоняя смолу приморских сосен (Pinus maritima). Он состоит из эфирных масел и терпенов, основная доля которых представлена пиненом. Применяется исключительно свежий продукт, поскольку старый и окислившийся темен, смолист и чернит живопись.
- «Русский» скипидар встречается двух типов. Так называемый «пневый» гонят из «осмолья» - щепок, сучков и прочих отходов лесного промысла. Пинена в нем почти нет, зато есть креозот, фурфурол и другая грязь. В неочищенном виде пригоден только для мытья тележных колес, но такой, к счастью, попадается редко, в основном торговля предлагает нам «Скипидар очищенный, без пинена».
- «Серный» скипидар к падшим духам отношения не имеет, а есть продукт перегонки «серы» - так на Руси издревле величали терпентин (смолу хвойных деревьев).
Собственно пинен - наиболее легкая фракция серного и французского скипидаров, освобожденная от тяжелой осмоляющейся части. В продаже бытует под именем «Разбавитель № 4». Из всех терпеновых растворителей желательно использовать именно его.
Здесь представлены наиболее ходовые, малотоксичные и доступные растворители, которых более чем достаточно для высококачественной РЕСТАВРАЦИИ АНТИКВАРИАТА и всего ассортимента бытовой утвари. Отдельные операции высшего порядка могут потребовать чего-то специального, но сей труд не об этом.
Просто для расширения эрудиции - кое-что из не рассмотренного здесь: бензол (особо токсичен), метилэтилкетон, циклогексанон, метилциклогексанон, тетралин, декалин, ксилол, толуол, дихлорэтан (особо токсичен), трихлорэтилен (особо токсичен), тетрахлорметан (особо токсичен), дихлорметан (особо токсичен), уксусный ангидрид, диметилформамид и т. д.
Продолжение следует.